ИНТЕРВЬЮ С НАСТОЯТЕЛЕМ

 Заканчивается Великий пост. Несколько дней осталось до праздника праздников – Пасхи. На пороге спасительного события обратимся с несколькими вопросами к настоятелю православного Прихода храма Михаила Архангела г. Котово протоиерею Анатолию Карпец.

Отец Анатолий, начать наше интервью хотелось бы с последней недели Великого поста.

— Действительно, Великий пост близится к своему завершению.  Только что мы праздновали великий праздник –Благовещение Пресвятой Богородицы, и уже ожидаем Вход Господень в Иерусалим. Праздник Входа Господня в Иерусалим (Неделя ваий, Цветоносная Неделя, Вербное воскресенье) –один из 12-ти главных праздников Православной церкви. Празднование Вербного воскресенья совершается за неделю до Пасхи. В этом богослужении воспоминаются евангельские события торжественного входа Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим накануне крестных страданий.

О входе Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страданий повествуют все четыре евангелиста (Мф. 21,1-11; Мк. 11,1-11; Лк. 19,29-44; Ин. 12,12-19). Когда, после чудесного воскрешения Лазаря, Христос отправился для празднования Пасхи в Иерусалим, множество народа, собравшегося отовсюду к празднику, прослышав про те чудеса, которые сотворил Христос, с ликованием и радостью встречали въезжающего в город на осляти Господа с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. У евреев был обычай: цари-победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, а народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их. Так и в эти дни, иерусалимляне взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Христу и восклицали:

«Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали Ему под ноги свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его. Но всего лишь через несколько дней те, кто воспевал «Осанна!» будут кричать «Распни Его! Кровь Его на нас и на детях наших!».

Из находившихся тогда на улицах Иерусалима только Один Христос знал, что вместо земного царства Он приносит человеку Царство Небесное, вместо избавления от земного рабства Он освобождает человека от рабства гораздо худшего — от рабства греху. Он Один знал, что путь, усеянный ныне пальмовыми ветвями, ведет к Кресту и Голгофе.

Этот праздник также называют Вербным воскресеньем. Веточки вербы в этот день освящают в церкви. На Руси было принято хранить освященную вербу дома, в переднем углу, за иконами весь год. Ее веточки прикрепляли также в сараях, хлевах. Перед первым выгоном скота в поле эти веточки скармливали животным.
Вербе приписывалась также сила охранять дома от пожара, нивы от града. Благовещение есть радостная весть о воплощении Сына Божия, Его сошествии на землю для спасения мира.  А торжественный Вход Господень в Иерусалим — начало Его страданий. И Церковь Православная тем днем начинает, как бы следуя за Ним, ежедневно вспоминать события последующих дней. Так наступает Страстная седмица.

Вот в Великий Понедельник Господь на горе Елеонской, предварительно Своим словом иссушивший смоковницу, открывает Своим ученикам будущее Иерусалима, обличает фарисеев и книжников за лишь внешнее исполнение предписаний Закона Моисеева. Продолжая поучения Свои, Господь сначала в притчах, а затем и ясно изображает кончину мира и Страшный Суд.

В среду в доме Симона прокаженного женщина возливает миро на Его ноги, а Иуда обещает архиереям предать Учителя.

В Великий четверг совершает Господь Тайную Вечерю, и литургия того дня особенно ярко на поминает о том, что, причащаясь Святых Тайн с благоговением, мы с апостолами вкушаем Тела и Крови Христовых, а причащающиеся недостойно — уподобляются Иуде. Но каждый пусть стремится причаститься, искренно каясь в грехах своих, и получить милость от Господа. За Тайною Вечерею следует Христова молитва в Гефсимании, Христа схватывают и отводят к первосвященникам, где ночью совершается над Ним суд, а утром отводят Его к Пилату. Вечером в Великий четверг читаются 12 Евангелий Страстей Христовых.

Наступает Великая пятница. На часах также читаются Евангелия о суде Пилатовом, распятии и крестной смерти Христовой. Христиане соблюдают в тот день строжайший пост. Вечерня, содержит в себе воспоминание о смерти Христовой и заканчивается выносом плащаницы, изображающим снятие со Креста и погребение Тела Христова.

Утреня Великой субботы изображает пребывание Тела Христова в гробу и схождение Душею во ад. Крестный ход в конце ее таинственно изображает шествие Христово во ад (а не погребение Его, как принято говорить), который был разрушен Светом Христовым, и освобожденные души праотцев радостно славили Христа. Освободив от ада души умерших, Душа Христова возвращается в Его Тело. Наступает ожидание того светлого часа, когда все озарится светом, и небеса с землей наполнятся победными хвалами Воскресшего Христа.

На пасхальной литургии мы приобщаемся Воскресшего Христа.

— Ваше Высокопреподобие, в двух словах расскажите, пожалуйста,  на примере храма Михаила Архангела, меняется ли отношение земляков к посту, покаянию?

-В настоящем году я отмечаю несколько возросший интерес котовчан к  жизни церкви в пост, свидетельством чему служит большее количество  людей, посещающих богослужения в храме, заказывающих службы.  Да, пожалуй, отношение к посту, хотя бы в части интереса к нему, меняется. Большее число земляков  прошло Таинство соборования, впервые причастилось.  Православная вера возвращается в сердца и жизнь людей.

— Отче,  могли бы Вы назвать  важные дела Прихода в период Поста?

—  Главное –это, практически, непрекращающиеся службы, что и отличает период Поста. Через богослужения мы, священнослужители, призываем нашу паству задуматься над вечным, отойти от греховности через покаяние.

Из событий, наиболее значимых дел хотелось бы назвать следующие.

Нашему храму передана частица  святых мощей новомученика Николая Попова, в приобретении которых мне посчастливилось принять личное участие.

Кроме того, одним из основных дел стал заказ иконостаса для нашего храма в Москве. В настоящее время он доставлен. К сожалению, не успеваем заменить иконы до Пасхи, однако рады, что пусть позже, но по милости Божией это произойдет.

Напомню, что именно в Пост прошли и встречи с родителями будущих четвероклассников по вопросу выбора модуля «Основы православной культуры». Радует, что чуть больше 80% детей будут  изучать православный предмет. А для помощи семьям школьников Приходом снова приобретены необходимые учебники в количестве 320 штук на сумму около 50 тысяч рублей.

Немаловажным стало и участие воскресной школы в международной научной конференции на базе средней школы      № 1.

Замечательным  социальным и культурным делом стало проведение конкурса декоративно-прикладного творчества «Пасхальное яйцо-2013». В сегодняшние дни конкурс близится к своему завершению, а работы к перемещению в Котовский историко-краеведческий музей. 6 мая — открытие выставки.

Активно пополняется  сайт «Камышинское благочиние», на котором имеется страница нашего прихода храма Михаила Архангела. Читайте новости, знакомьтесь с делами, сами участвуйте в них.

Пользуясь возможностью, обращаюсь к котовчанам с просьбой принять участие в еще  одном значимом деле: 29 апреля на Приходе состоится уборка храма и территории к Пасхе. Приглашаем к труду во славу Божию!

— Отец Анатолий, по нашей традиции просим в завершение обратиться к землякам  с напутственными словами.

Путь Христа — путь каждого христианина. Когда Господь призвал нас с вами в лоно Церкви, когда мы принимали святое Крещение, мы ощущали необыкновенную радость. Тогда все было светло, потому что Господь укреплял наши душевные и телесные силы, с тем чтобы мы вкусили и познали, как благ Господь.
Но наш путь на этом не закончился. Мы последовали за Христом дальше. Мы встретили всевозможные лишения, всевозможные трудные обстоятельства и начинали даже колебаться.
Но для того, чтобы восторжествовать над грехом, чтобы окончательно утвердилось в наших сердцах добро, требуется идти за Христом до конца жизненного пути.  Мы должны распять свою плоть со страстью и похотью. На этом пути нам предстоит погребение вместе с Господом. И только после этого начнется воскресение нашей души. Только тогда наступит торжество добра в наших сердцах. И еще более утвердится наш душевный покой, когда мы, пройдя крестный путь, получим в день Пятидесятницы Духа Святаго.
Вот что мы должны испытывать и испытываем на своем спасительном пути. Труден этот путь, но идти им необходимо. Идти, несмотря на тяготы и огорчения — и от ближних своих, и со стороны своих греховных привычек… Подчас мы даже не будем знать, как поступить. Но если мы будем ревностно держаться Христова пути и, призывая помощь Божественную, идти бесстрашно на Голгофу даже до спогребения со Христом — Господь ниспошлет нам Свою Божественную благодать, укрепит наши немощные силы, поможет преодолеть всякие греховные страсти и вместо них насадить добрые навыки, которые помогут нам достигнуть вечной жизни во Христе Иисусе Господе нашем.

Актуальное интервью.

О нравственном сокровище. Или об «Основах православной культуры» в школах района.

«Чего не собрал ты в юности, —

как же можешь приобрести

в старости твоей?» (Сир.25:5)

 

В период с 18 по 22 марта во всех школах Котовского района для родителей будущих четвероклассников прошли родительские собрания с обязательным вопросом о выборе модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики». В собраниях  принял участие благочинный Камышинского округа, настоятель  православного прихода храма Михаила Архангела г. Котово протоиерей  Анатолий  Карпец. Вот почему считаем важным обратиться к нему с некоторыми вопросами.

—  С 2012-2013учебного года в школах Котовского района, как и повсеместно, был введен курс  ОРКСЭ — «Основы религиозных культур и светской этики». Не могли бы Вы в нескольких словах обозначить общую ситуацию?

—   Действительно, в текущем учебном году в каждой школе района был введен курс «Основы религиозных культур и светской этики» — ОРКСЭ. В этом курсе шесть модулей: Православие, ислам, буддизм, иудаизм (собственно, вероучительные модули), сравнительный курс мировых религий и основы светской этики. Подробнее о проблемах и успехах преподавания могут рассказать только педагоги. Но  мнение о преподавании модуля «Основы православной культуры» мне хотелось бы высказать.

Совместно с отделом образования районной администрации, Котовским методическим центром, образовательными учреждениями района сделано многое. Преподаватели модуля прошли обучение. Для них силами воскресной школы регулярно проводились семинары по содержательной части предмета, предоставлялась возможность проведения экскурсий в храме, получения раздаточного материала. Кроме того, приходом были приобретены учебники по модулю на каждого выбравшего предмет. В текущем году планируется новое приобретение учебников и обеспечение ими школ. Случаев недовольства предметом, конфликтных ситуаций с преподавателями ОПК не было.

—  А много ли родителей сделало выбор в пользу модуля «Основы православной культуры»?

— По информации, собранной нами в школах, от общего числа четвероклассников 80% выбрали именно этот модуль. В целом, ситуация очень хорошая и показывает хороший потенциал для «духовного оздоровления» котовчан.

— Какие же аргументы для выбора родителей в пользу «Основы православной культуры»?

Наш народ, на десятилетия оторванный от своей родной духовной культуры и потерявший христианские ценностные ориентиры, вновь пытается найти Бога, открыть для себя бесценные духовные сокровища Православной веры. Особенно в этом нуждается подрастающее поколение, живущее в обществе, где зачастую презираются чистота, искренность, честность, бескорыстие, а культивируются алчность, насилие, удовольствия плоти. «Основы православной культуры» – это важный созидательный курс, который позволяет дать детям те духовно-нравственные ориентиры, которыми руководствовался наш народ более тысячелетия, и которые позволяли ему выстоять в годы серьезнейших испытаний. Православная отечественная культура – это культура Евангелия, культура, связанная с именами преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, преподобного Андрея Рублева и Дионисия, Александра Невского и Дмитрия Донского, это культура Пушкина и Достоевского, Чайковского и Рахманинова, Нестерова и Васнецова.

Большим положительным моментом является то, что православная культура позволяет воспитать в детях чувство подлинного патриотизма, любви к своему Отечеству. Она воспитывает в традиционных ценностях – любви к ближним, уважении к родителям и старшим, в чувствах ответственности и трудолюбия. Важным является и то, что именно причастность православной отечественной традиции прививает детям иммунитет против угроз нашего времени – наркомании, алкоголизма, воздействия со стороны деструктивных сект.

Что главное в православной культуре? Прежде всего, наша христианская нравственность, способность любить Бога и ближних людей, как самих себя. Именно нравственное поведение делает человека по-настоящему счастливым. Ни образование, ни слава, ни достаток сами по себе не дают человеку самодостаточность и мир в душе.

Естественное желание православных родителей – воспитание своих детей в рамках своей религиозной культуры и христианской нравственности, теперь может быть реализовано в школе. При этом каждому взрослому необходимо всегда помнить: ребенок, лишенный нравственного стержня, особенно сейчас быстро поражается страстями и грехом. Никогда еще так не умножалась преступность, пьянство, наркомания, блуд, измены, аборты…

И сейчас у нас появилась возможность того, что наши дети получат уже в начальной школе основы христианской культуры и нравственности, которые помогут избежать многих трагедий в жизни.

Нет сомнений, что высочайшая нравственность – это христианская нравственность. Нравственная высота Нагорной проповеди, описанной в Евангелие от Матфея в главах 5-7, не достижима ни для одной известной в мире религии или секты. Когда и где кто-либо сказал нравственнее, чем Иисус Христос?

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:43-44).

Ни в одной религии мира нет заповеди любви к личным врагам.

Вот для примера название глав учебника ОПК: «Чему учил Христос?», «Душа», «Заповеди», «Милосердие», «О сплетниках», «Совесть», «Покаяние», «Христианская семья», «Христианин в труде», «Подвиг», «Радость души», «Заповеди счастья», «О плохих христианах», «Гадания и суеверия» и т.д. Разве плохо, что наши дети услышат: «…возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39), «Почитай отца твоего и мать… да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф.6:2-3), «Не кради» (Исх.20:15)?

Вы знаете, не лишним будет сказать и о том, что человек не может быть счастливым сам по себе, т.к. Богом мы творились не просто человеками, а Богочеловеками, совершенство и счастье которых возможно было только в Боге. Он для нас – истинный источник жизни, бессмертия, любви, радости и счастья.

«Жало же смерти – грех» (1Кор.15:56), поэтому лучший способ предотвратить в себе болезнь – не грешить. Никто не позаботится о будущем наших детей, страны, кроме нас самих. Как же дети смогут созидать во благо Родины, если мы не научим их любить Россию, ее культуру и историю?

Вокруг какой идеи сплотился народ во время «Великой смуты» 1612 года, когда не осталось реальной власти? Что значит «Андреевский флаг»? Почему «Красная площадь» «красная»? Зачем нужен подвиг? Как понять героизм? Для чего человек отдает жизнь за ближних своих? Это ведь Сын Божий, а не какой-нибудь гуманист вековой давности, сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13).

Как объяснить подвиг Александра Невского, Суворова, Ушакова светской логикой, когда они защищали Россию по религиозным мотивам? Или то, что немало военных наград в царской, даже советской и нынешней России – это награды в честь христианских святых и имеют христианскую символику?

Откуда у славян появилась письменность, единый язык, объединивший впоследствии разрозненные племена в единую нацию? Она появилась стараниями христианских монахов Кирилла и Мефодия. Зачем и откуда появляются подарки под елкой на Новый год и Рождество? Что такое «Старый Новый год»? Что такое «Именины»?

Понять многие явления русской культуры и литературы без знания Православия невозможно, ибо русская культура – православная. Это не пафос Достоевского, утверждавшего, что быть русским, значит быть православным, – это историческая реальность. Многие литературные идеи и образы взяты из Библии, и как понять их смысл, если не знаешь Библии?

Нам жизненно необходимо создать и сохранить у детей представления об истинной культуре, истинных идеалы добра, мира и любви.

И эти идеалы наш народ обрел, еще подчеркну, именно в Православии, именно Православие явилось той многовековой традицией, которая воспитала людей, создавших и отстоявших Великое Российское Государство.

В заключение хотелось бы обратить внимание на необходимость правильного выбора родителей. Конечно, любой выбор заслуживает уважения, но крещенный в православии человек, а таких большинство, должен знать основы своей веры.

СКОРО  ВЕЛИКИЙ  ПОСТ.

НО УЖЕ  СЕЙЧАС  НАЧИНАЮТСЯ  ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ  НЕДЕЛИ. ЧТО ЭТО  ЗА  ВРЕМЯ?

С этим вопросом мы обратились к настоятелю православного прихода храма Михаила Архангела г. Котово протоиерею Анатолию Карпец.

—  О. Анатолий, расскажите, пожалуйста, что это  за  подготовительный период?

—   Великий пост, действительно,  предваряют подготовительные Недели и седмицы. Приготовление к Святой Четыредесятнице начинается вскоре после праздника Богоявления. Собственно Великий пост  предваряют четыре подготовительные Недели (воскресенья): о мытаре и фарисее (без седмицы), о блудном сыне, мясопустная (мясо-отпустная) и сыропустная (сыро-отпустная, сырная) (с седмицами). В приготовительные Недели и седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания – отказ от  мясной пищи. В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.

—  Батюшка, интересна  история установления  подготовительного периода. Можно о ней вкратце рассказать?

—  Такое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее.

—  Поясните, пожалуйста, значение каждой подготовительной  недели.

—  Приготовляя к посту и покаянию, Церковь в первую Неделю примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку. Смирение, как путь к духовному возвышению, показал Сам Бог Слово, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы — «до зрака раба» ( Флп. 2, 7).

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18; 10-14).

Во вторую неделю —  в  Неделю о блудном сыне евангельской притчей ( Лк. 15, 11 — 32), от которой получила название и сама Неделя, Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Никакой грех не может поколебать человеколюбия Божия. Душе, раскаявшейся и обратившейся от греха, проникшейся надеждой на Бога, Божия благодать исходит во сретение, лобызает ее, украшает и торжествует примирение с ней, какой бы она ни была греховной прежде, до своего раскаяния.

Церковь наставляет, что полнота и радость жизни заключаются в благодатном союзе с Богом и в постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит источником духовных бедствий.

Показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь раскрывает всю силу его: при истинном смирении и раскаянии возможно прощение грехов. Потому ни один грешник не должен отчаиваться в благодатной помощи Отца Небесного.

НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ

Этот воскресный день, посвящаемый Церковью приготовлению к Великому посту именуется Неделей о блудном сыне. В евангельской притче, читаемой за Божественной литургией, повествуется о сыне получившем от отца причитающуюся ему часть наследства и расточившем ее в увеселениях. Когда же блудный сын обнищал и осознал свою греховность, то вернулся к отцу и смиренно признал свое недостоинство именоваться его сыном; но радостный отец, видя искреннее раскаяние своего заблудшего чада, принял его с радостью и милосердием.
Эта притча являет всем нам образ покаяния грешного человека и милосердия Божия к нему.

Третья подготовительная  неделя —  Неделя мясопустная — называется также Неделей о Страшном суде, так как о нем читается на литургии Евангелие (Мф. 25. 31 — 46).

В субботу мясопустную, которая называется также вселенской родительской субботой, Церковь совершает поминовение «от века мертвых всех верою поживших благочестие и усопших благочестно…» Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых ( Мф. 25, 31 — 46). Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие.

 Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице седмица называется сырной, сыропустной, масленой, масленицей. ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. НЕДЕЛЯ СЫРОПУСТНАЯ, ВОСПОМИНАНИЕ АДАМОВА ИЗГНАНИЯ.

В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

В эту седмицу употребляется сырная пища: молоко, сыр, масло, яйца. Церковь, снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиг поста, установила в последнюю седмицу пред Четыредесятницей употреблять сырную пищу, «дабы мы, от мяса и многоядения ведомы к строгому воздержанию… мало-помалу от приятных яств приняли бразду, то есть подвиг поста». В сыропустные среду и пятницу пост положен более строгий (до вечера).

Песнопениями сырной седмицы Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная. В этих песнопениях Святая Церковь приглашает к сугубому воздержанию, напоминая о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания. В сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, в подвиге поста просиявших. Примером святых подвижников Церковь укрепляет нас на подвиг духовный, помня, что и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были людьми, подвижницы, прославляемые Церковью, были людьми, облеченными немощами плоти подобно нам.

За вечерним богослужением во вторник этой недели  впервые читается молитва святого Ефрема Сирина, которая многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.

—  О. Анатолий,  Вы полно описали подготовительные недели. А можно в двух словах  напомнить о самом Великом Посте? Почему в православии он имеет  такое большое значение?

Великий пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников — Светлого Христова Воскресения. Пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощение своих грехов (говением и исповедью) и достойно причаститься св. Христовых Таин, согласно заповеди Христовой (Иоан. 6, 53-56).

— А  когда в этом году пост?

—  С 18 марта по 4 мая. Пасха — 5 мая 2013 г.

Пользуясь возможностью, хочу еще раз напомнить, что пост должен быть не только телесным, но и духовным. Великий пост должен быть временем особенного покаяния и усиленной молитвы. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. А затронутые нами сегодня подготовительные недели как раз и помогают и телесно, и духовно подготовиться к самому важному периоду – периоду заботы о жизни вечной.

25.02.2013г.

 С 9 марта по 11 марта 2013г. в храме Михаила Архангела г. Котово будет находиться икона с частицей мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Православный приход приглашает всех котовчан прикоснуться к святым мощам. С некоторыми вопросами по этому поводу мы обратились к настоятелю прихода протоиерею Анатолию Карпец.

—  Уважаемый отец  Анатолий, для чего  православные поклоняются мощам святых?

—   Мощи святых угодников являются знаком особой благодати, почивающей на праведнике, чьи останки мы почитаем. «Кости ваши расцветут» (Ис. 66. 14), — говорится в Священном Писании о праведниках.

Прежде всего, сам Христос как Бог излил Духа Святого на Свое тело, и оно, само по себе не способное творить чудеса, все было проникнуто животворящими силами Божества. Поэтому многие чудеса Свои Богочеловек совершал чрез посредство Своего тела: простерши руку, коснулся прокаженного (см.: Мф. 8, 3), взявши тещу Петра за руку, поднял ее и исцелил от горячки (см.: Мф. 8, 14-15), прикосновением исцелил глухонемого (см.: Мк. 7, 32-36), брением отверз очи слепорожденному (см.: Ин. 9, 6), поднял за руку умершую дочь Иаира (см.: Мф. 9, 25), прикоснулся ко гробу наинского юноши и воскресил его (см.: Лк. 7, 14-15). Зная чудодейственность тела Христова, народ всегда теснился ко Христу, чтобы прикоснуться хотя бы только к одежде Его (см.: Мк. 3, 10); так чрез прикосновение только к краю одежды Спасителя получила внезапно исцеление жена, страдавшая кровотечением целых 12 лет, издержавшая бесплодно на лечение болезни своей все свое имение. И Сам Христос Спаситель почувствовал при этом исшедшую из тела Его чудодейственную силу (см.: Лк. 8, 43-46).

Вследствие же такого тесного соединения с Богом святые становятся носителями чудотворной силы, действующей чрез посредство их тела. Кто заключил небо при Илье Пророке? Бог, в нем обитавший. Чьей силою Моисей разделил Чермное море, простерши над ним жезл свой? Силою Божиею, ему присущею. Тою же чудодейственною Божескою силою пророк Елисей воскресил умершего мальчика (см.: 4 Цар. 4, 34-35), апостол Петр исцелил хромого от рождения (см.: Деян. 3, 6-8), восставил расслабленного Енея, восемь лет прикованного к одру болезни, и все это именем и силою Иисуса Христа (см.: Деян. 9, 33-34). И эта сила Христова до того присуща была святому апостолу Петру, что даже и тень его, осенявшая болящих, чудодейственно исцеляла их от болезней (см.: Деян. 5, 15).

Умерший, прикоснувшийся к костям пророка Елисея, ожил и встал на ноги (см.: 4 Цар. 13, 21).

— После выхода в эфир программы «Пусть говорят», посвященной  святителю Луке, интерес к нему резко возрос. Хотелось бы узнать о святом несколько подробней.

—  Прежде всего, в двух словах хотелось бы отметить, что святитель Лука, а в миру это был Валентин Феликсович Войно -Ясенецкий, родился 27 апреля (по старому стилю) 1877г.  и был разносторонне развитым. Доказательством этому служит несколько фактов из его жизни: он окончил Киевское художественное училище, а затем медицинский факультет Киевского университета. В 1903 г. с отличием окончил университет. Невзирая на уговоры друзей заняться наукой, он объявил о своем желании всю жизнь быть «мужицким», земским врачом, помогать бедным людям.

Во время войны с Японией был направлен с госпиталем Красного Креста на Дальний Восток и работал в г. Чите заведующим хирургического отделения госпиталя. Работая земским врачом в период с 1905г. по 1917г. он сделал множество операций на мозге, органах зрения, сердце, желудке, кишечнике, желчных путях, почках, позвоночнике, суставах и т.д. и внес много нового в технику операций. Впоследствии по конкурсу он стал главным врачом Ташкентской больницы. На его амбулаторные приемы больные шли непрерывным потоком.

На его амбулаторные приемы больные шли непрерывным потоком.

Супруга его умерла рано, оставив на попечение будущего святителя четверых детей.

Сам он все больше находил утешение в вере. Посещал местное православное религиозное общество, изучал богословие, ближе сошелся с духовенством, принимал участие в церковных делах. Как он сам рассказывал, однажды он выступил на епархиальном съезде «по одному очень важному вопросу с большой горячей речью». После съезда Ташкентский епископ Иннокентий (Пустынский) сказал ему: «Доктор, вам нужно быть священником». «У меня не было и мыслей о священстве, — вспоминал Владыка Лука, — но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами, и минуты не размышляя: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!»

7 февраля 1921 г. был рукоположен во диакона, 15 февраля — во иерея и назначен младшим священником Ташкентского кафедрального собора, оставаясь и профессором университета. В священном сане он не перестает оперировать и читать лекции. В мае 1923 г. принял монашество с именем в честь св. апостола и евангелиста Луки, который, как известно, был не только апостол, но и врач, и художник.

Неоднократно святитель Лука был арестован и отправлен в ссылки: он прошел одиннадцать лет тюрем и ссылок. Прославленный архиепископ-хирург не заискивал и не гнулся перед власть имущими. Архиерей был строг и последователен: за малейшее нарушение канонических правил лишал сана, увольнял за штат, переводил с одного прихода на другой, не считаясь ни с какими желаниями или оправданиями священников. А тех пастырей, которые в заключении и ссылках безвинно страдали за Христа, приближал к себе, назначал на лучшие приходы. Архиепископ Лука, сам истово совершавший богослужения, требовал того же и от духовенства. Он внушал священникам, что они не имеют права сокращать богослужения, собирал съезды благочинных, чтобы обсудить положение на приходах и решить важные церковные проблемы. Владыка был выдающимся проповедником: собрано около одиннадцати томов его проповедей. Он был избран почетным членом Московской Духовной академии.

В ноябре 1995 г. Указом Священного Синода Украинской Православной Церкви архиепископ Лука был причислен к лику местночтимых святых. А 20 марта 1996 г. в Симферополе мощи святителя Луки были перенесены с кладбища у Всехсвятской церкви крестным ходом в Свято-Троицкий собор. Отныне каждое утро, в 7 часов, в кафедральном Свято-Троицком соборе Симферополя совершается акафист Святителю у его раки.

В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви он был канонизирован для общецерковного почитания.

Множество случаев исцеления после молитвенного обращения к святителю Луке зафиксированы документально. В 2001 году из Греции привезли серебряную раку для его мощей – греки чтут крымского святителя, множество людей исцелилось там по молитвам к нему. В настоящее время на Украине, в России, Греции открыто много храмов во имя святителя Луки.

Сегодня Лука (Войно-Ясенецкий) (18771961) почитается как исповедник, архиепископ Симферопольский и Крымский, святитель. Память — 29 мая (по новому стилю – 11 июня), в Соборах новомучеников и исповедников Российских, Воронежских, Крымских, Курских, Ростово-Ярославских святых.

—  Ваше Высокопреподобие, еще раз напомните, пожалуйста, когда мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого) будут пребывать в нашем храме?

—  9 марта в 13-00ч. мы встречаем икону с частицей мощей святителя, после чего будет отслужен молебен с чтением Акафиста. Храм в период с 9 по 11 марта будет открыт круглосуточно. А в понедельник, 11 марта, после Божественной литургии икона отбудет. Приглашаем всех православных земляков прикоснуться к святыне. И по вере вашей желаю  получить  исцеление от недугов.

Продолжая разговор о Таинствах, совершаемых в Церкви и имеющих особое значение для нас, сегодня мы обсудим тему венчания. Многим нравится красивый обряд венчания. Но это не просто обряд. А вот какой смысл несет венчание, какую роль в нашей жизни может выполнить, об этом  новые вопросы настоятелю Прихода храма Михаила Архангела протоиерею Анатолию Карпец.

О  таинстве венчания

Брак есть Таинство, в котором при свободном

пред священником и Церковью обещании

женихом и невестой взаимной супружеской верности

 благословляется их супружеский союз

 во образ духовного союза Христа с Церковью

и испрашивается им благодать чистого

 единодушия к благословенному

 рождению и христианскому воспитанию детей.

(Из православного катехизиса).

Отец Анатолий, поясните, пожалуйста, что такое брак с точки зрения Церкви.

Православное венчание – не просто обряд. Оно отображает глубокий духовный смысл христианской супружеской пары — создавать новое единство свободных личностей, которое позволило бы каждому из них реализоваться сполна, чего нельзя сделать поодиночке.
Брак — это Таинство, освящающее союз мужчины и женщины, в который они свободно вступают, обещая быть верными друг другу. В этом Таинстве освящается семейная жизнь, рождение и воспитание детей.

Само разделение людей на мужской и женский пол указывает, что они созданы для взаимного дополнения. И, с точки зрения православной церкви, естественная взаимная любовь мужчины и женщины является живым образом Святой Любви, соединяющей людей с Богом и друг с другом.

Но земная любовь — все же только образ высшей Любви и, в лучшем случае, ступень к ней. И если она не освящена, — она непрочна, перестает возвышать человека, в нем возрождается личный эгоизм. В Таинстве Брака, если вступающие в брак свободно подчиняют свою естественную любовь любви к Богу и к Церкви, они получают дар высшей, благодатной Христовой Любви. Рождение ребенка с точки зрения православия — новая ступень в преодолении эгоизма. Теперь двое учатся жертвовать собой для третьего, но и этот «расширенный» союз нуждается в помощи церкви.

—  Что нужно сделать венчающимся перед совершением Таинства

Венчание совершается над теми, кто зарегистрировал гражданский брак, это значит, что «расписаться» нужно до вашего прихода в храм.

Важнейший вопрос, который стоит перед желающей венчаться парой, — совместное Причащение перед совершением Таинства Брака.

Для подготовки к Причастию в день Венчания надо выполнить несколько условий.

1. Поститься (то есть не употреблять мясную и молочную пищу, а если возможно, то и рыбу) в течение трех дней или, по крайней мере, в течение одного дня перед Венчанием.

2. Ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи.

3. Если интимная жизнь до Венчания уже имеет место, необходимо воздержаться от брачных отношений в течение трех дней, или сделать это хотя бы в последний день перед Венчанием.

4. Очень желательно прочесть перед Причащением положенные молитвы: три канона (Господу Иисусу Христу, Божьей Матери и Ангелу-Хранителю) и Последование ко Святому Причащению.

Если выполнение этих условий по каким-либо причинам невозможно, нужно подойти к священнику и взять благословение на то, как в ваших жизненных обстоятельствах подготовиться к Таинству.

За какое-то время до совершения Венчания необходимо приготовить:

1) обручальные кольца, которые надо заранее отдать венчающему священнику или на свечной ящик;

2) так называемую венчальную пару икон:

а) с изображением Спасителя;

б) с изображением Божьей Матери;

3) венчальные свечи;

4) рушник (полотенце).

Для совершения обряда необходимы: две иконы Спасителя и Божией Матери, которыми во время таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Обручальные кольца — знак вечности и неразрывности брачного союза. Венчальные свечи , знаменующие ту любовь, которую молодые отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Белое (розовое) полотенце, на котором стоят жених и невеста, символизирующее чистоту брака. Есть традиция бережно хранить венчальные свечи вместе с подножьем всю жизнь.

В день Венчания жених и невеста должны прийти к началу Божественной литургии, где они будут молиться, исповедоваться и причащаться Святых Тайн. Желательно присутствие за Литургией друзей и родственников молодоженов, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу Венчания

Поскольку женщины за богослужением должны быть обязательно с покрытыми головами, невесте тоже необходимо иметь какой-нибудь головной убор. Кроме того, ей на время совершения Таинства лучше обойтись без косметики (или с минимальным ее количеством) и излишних украшений. Венчающейся паре необходимо иметь нательные крестики.

 Церковное венчание предполагает и соблюдение ряда правил относительно платья невесты. Венчальный наряд не должен быть ярким, тёмным и красным. Лучше выбрать платье светлых пастельных тонов, желательно, белого. Спина, плечи и руки до локтей должны быть закрыты. Поэтому, если у Вас декольтированное платье – дополните его палантином, перчатками, накидкой.

Голова обязательно должна быть покрыта (фата, платок или шляпа), но лицо не должно быть покрыто вуалью – невеста открыта перед Богом и женихом.

Перед венчанием принято получить благословение у родителей. Если они не смогут присутствовать на венчании, не разделяют веры новобрачных или являются атеистами, выбираются посаженые отец и мать (они обязательно должны состоять браке, но не обязательно друг с другом). Их задача – благословить молодых перед входом в церковь.

По желанию вступающих в брак, на церемонии могут присутствовать свидетели. Но если их нет, это не является препятствием к венчанию. Единственное требование к свидетелям — они должны быть крещёными и носить нательный крест.

Отец Анатолий, а на любой ли день может быть запланировано венчание?

День определяется со священнослужителями заранее, поэтому необходимо обратиться в Приход хотя бы за месяц до планируемого венчания. При этом помните, что есть дни, когда венчание  не совершается:
— в течение всех четырёх многодневных постов;
— во время Сырной седмицы (масленицы);
— на Светлой (Пасхальной) Седмице;
— от Рождества Христова (7 января) до крещения (19 января);
— накануне двунадесятых праздников;
— по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года;
— 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна                             Крестителя и Воздвижения Креста Господня);
— накануне престольных храмовых дней (в каждом храме — свои).

— А имеются ли какие-либо  препятствия к венчанию?

Препятствием для венчания может послужить большая разница в возрасте или уже существующий церковный брак (в этих случаях потребуется специальное разрешение правящего Архиерея на расторжение предыдущего брака). Не разрешается венчание, если один из молодоженов не крещен, если он состоит в фактическом браке с другим лицом, а также, если это четвертый или более браки одного из молодоженов. Второбрачие и третий брак допускаются, но обряд венчания в этих случаях лишен торжественности и содержит покаянные молитвы. Кровное родство до четвёртой степени (до троюродных братьев и сестёр) или кумовье (крёстная мать и отец между собой и с крестниками) – еще одна причина отказа в совершении таинства браковенчания.

 Возможно ли расторжение церковного брака?

Вопрос не из приятных. Но жизнь есть жизнь. И выбор у каждого свой. Хотелось бы отметить, что развод в Православии осуждается, но признается, как выражение церковной икономии, как снисхождение к человеческой немощи. При этом право расторжения церковного брака и разрешение на вступление в новый брак принадлежит только архиерею. Для того чтобы епархиальный архиерей снял прежнее благословение и дал разрешение на вступление в новый церковный брак, необходимо свидетельство о разводе и отсутствие канонических препятствий к новому браку. Православной Церковью допускается не больше трех браков.

Перечень мотивов для церковного развода был достаточно широк, несмотря на то, что в Евангелии Господь указывает только одну такую причину: прелюбодеяние (См.: Мф. 5; 32). Так, Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1918 году в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» называет следующие:

1. Прелюбодеяние одной из сторон.

2. Вступление кого-либо из супругов в новый брак.

3. Отпадение супруга или супруги от Православия.

4. Противоестественные пороки.

5. Неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного самокалечения.

6. Венерическое заболевание.

7. Длительное безвестное отсутствие.

8. Осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.

9. Посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей.

10. Снохачество или сводничество.

11. Извлечение выгод из непотребств супруга.

12. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь.

13. Злонамеренное оставление одного супруга другим. Этот перечень оснований к расторжению брака в своей основе действителен и сейчас, кроме некоторых экзотических для нас нюансов (например, лишение прав состояния). В документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом Юбилейным Архиерейским собором в августе 2000 года, добавляется к перечисленным еще и следующие причины.

1. Заболевание СПИДом.

2. Медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания.

3. Совершение женой аборта при несогласии мужа.

И в заключение, отец Анатолий,  не будет ли какого-либо пожелания лицам, решившимся на венчание?

 Венчание — не просто красивая и трогательная церемония, а знак принятия определенного отношения к браку. Ваша совместная вера, общие взгляды на семейную жизнь и есть залог прочности брака и то звено, которое делает связь неразрывной. Не стоит креститься и венчаться лишь для того, чтобы отдать дань моде и быть «как все». Если ваш спутник (спутница) не разделяет стремления освятить брак, не нужно настаивать – церемония не изменит его мировоззрения и отношения к вам. И, напротив, если ваша вера, ваши чувства требуют этого, таинство венчания, освящение вашего брака церковью начнут новый этап вашей счастливой совместной жизни.

 

 

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *