ХРАМ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА г. КОТОВО

                     Местная  религиозная организация православный приход храма  

                    Михаила Архангела г. Котово Волгоградской епархии       

                                                  Русской православной Церкви (Московский патриархат)

                                                                              наш адрес:  403801, Волгоградская область, г. Котово, ул. Матросова, 11

настоятель — протоиерей Анатолий Карпецнастоятель протоиерей Анатолий Карпец

  К православному Приходу приписаны часовни 

в честь Всех Святых на Центральном кладбище г. Котово

Адрес:  403805, Волгоградская область, г. Котово, ул. Матросова.

в честь Покрова Божией Матери возле  Серинского кладбища г. Котово

Адрес: 403802, Волгоградская область, г. Котово, ул. Мира.

в честь Покрова Божией Матери в х. Нижние Коробки

 НЕМНОГО  О  НАШЕМ  ПРИХОДЕ

             В 1989 г. здание разрушенной церкви, в котором размещался клуб, было передано верующим. С этого времени с момента назначения настоятелем протоиерея (а тогда – иерея) Анатолия Карпец и началась  жизнь сегодняшнего прихода, восстановление храма.

Храм Михаила Архангела г. Котово – один из красивейших храмов Волгоградской епархии.   Первая каменная церковь в слободе Котово была построена в 1791 году. Церковь, имеющая форму креста, была сооружена во имя святого Архангела Михаила. В 1842 году в Котово была открыта церковно-приходская школа.

По свидетельству старожилов, в 1929 году в период коллективизации церковь была закрыта, священник из Котово уехал. Были сняты кресты, купола и колокола, главный колокол весил 182 пуда, т.е.около 3 тонн. За многие годы, несмотря на проводившиеся там «ремонты», здание до предела обветшало, практически полностью  разрушилось.

На сходе жителей г. Котово 11.03.1989 г. большинством голосов было решено передать здание бывшей церкви, а в то время – клуба — православному приходу.

10 мая 1989г. настоятелем церкви был назначен Анатолий Карпец. По его прошению и просьбе прихожан владыка Пимен – архиепископ Саратовский и Волгоградский – дал благословение на старое наименование храма. Так была восстановлена историческая справедливость, и городу был возвращен храм Михаила Архангела.

С этого времени началось усиленное восстановление (а, вернее, строительство) единственного в городе и районе храма. И везде во всех проектах и расчетах первым всегда был настоятель, который понимал всю ответственность перед Богом.

Восстановление проводилось по проекту  Александра Ивановича Лотникова.

Первая бригада строителейТак выглядела первая бригада строителей. И, как всегда, во главе настоятель, который взял на себя обязанности прораба. И до сих пор  эти обязанности лежат на плечах настоятеля.

Службы же велись с первого дня  и не прекращались даже в период ремонтных работ. Правда, велись они в сегодняшнем левом приделе, где сейчас расположена церковная лавка.

Строительные работы велись без перерыва. По 1992г. - так выглядела сегодняшняя алтарная частьБожией милости находились руководители, не боящиеся оказывать материальную помощь на восстановление храма.

 

 

 

1993г. - Поднятие центрального купола. В 1995-1999 годах внешний облик церкви был практически восстановлен, на купола  установлены кресты, построена кирпичная изгородь с металлической кованой решеткой и заложен фруктовый сад.

 

 

 

 

 

 

1994г.

2002г. - Освящение новых золоченных куполов митрополитом Германом.

В 2002г. митрополитом Германом были освящены новые золоченные купола на храм. Тогда же они были и установлены.  Купола храма олицетворяют небо и радуют своей красотой.2002г. -Освящение купола на центральную  (перед установкой)часть храма.

На этом работы не закончились. Полным ходом начались отделочные работы.

2006

В 1996 г. началось строительство хозяйственного комплекса. В 2002 году силами прихожан был досажен сад.

Участие прихожан в закладке сада

 В 2010г. был закончен ремонт причтового дома и спланирован участок под детский городок. В 2011г. спортивно-игровая площадка была установлена. Сейчас это самый популярный игровой уголок среди детей старой части города.

  В 2012г. жизнь Прихода, как всегда, была наполнена событиями и делами.

Жизнь православного прихода храма Михаила  Архангела  — насыщенная  и яркая. И сегодняшний его день  наполнен молитвой и делами во славу Божию.

Главным в приходской жизни, конечно, являются богослужения: воззвание к милости Божией и благодарение за нее.

В 2012 году с августа на средства Прихода начато возведение часовни в честь Рождества Богородицы. Сруб часовни был пожертвован одним из наших земляков. И, как всегда, всеми вопросами строительства занимается настоятель Прихода протоиерей Анатолий Карпец. За кратчайший срок привлеченными им лучшими строителями, с душой отдающимися делу,  выложена основная часть часовни.

строительство часовни

Продолжают действовать возведенные на средства Прихода и приписанные к  нему Часовня  Покрова Богородицы в Серино и Часовня Всех Святых на центральном кладбище. Священнослужителями Прихода духовно окормляются центральная районная больница, в гинекологическом отделении которой открыта молитвенная комната, и психоневрологический интернат. Настоятель Прихода протоиерей Анатолий Карпец является членом Попечительского совета ПНИ, а протоиерей Николай Лисный проводит регулярные молебны, благотворительные крещения, духовные беседы с клиентами ПНИ.

   Более 15 лет на Приходе действует церковно-приходская воскресная школа. На сегодняшний день ее посещают более 170 детей и более 10 взрослых. Занятия ведут преподаватели Клочкова Любовь Леонидовна и Маркова Алла Викторовна. Помогают им с текущего года волонтеры из числа молодежи.

С 1 сентября 2012г. в школы района введен предмет «Основы православной культуры». Священнослужители Прихода и преподаватели воскресной школы приняли участие в обучении преподавателей православной культуры. А настоятелем было принято решение о приобретении на приходские средства учебников для бесплатной выдачи ученикам и учителям. В начале сентября учебники были переданы в школы. Всего Приходом было израсходовано на эти цели около 50 тысяч рублей. Для учителей в помощь проводятся семинары.

В текущем году на базе Прихода была сформирована служба волонтеров из числа учащихся и выпускников воскресной школы, а так же молодежи города. Волонтеры принимают участие в духовно-просветительской деятельности, выступая перед детьми и ровесниками, а также и перед взрослой аудиторией. Кроме того,  они принимают участие в социальной деятельности Прихода.

При участии волонтеров 8 июля 2012г. впервые в Приходе прошел День семьи, любви и верности в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских. Приглашенные семьи приняли участие в торжественно-игровом мероприятии и чаепитии.

Приходом внедряется окормление подопечных детей из замещающих семей. В летний период для них проводились духовные беседы, организовывалась группа дневного пребывания детей в помощь приемным родителям, дети привлекались к приходскому труду, особенно к уходу за цветами.

Сложилось тесное сотрудничество с Детским домом: воспитанники учреждения посещали не только духовные беседы, но и стали учащимися воскресной школы. На базе Детского дома планируется открытие  православной комнаты.

По  просьбам образовательных учреждений организуются экскурсии  по храму.

Деятельность Прихода становится более открытой. Настоятелем проводилась пресс-конференция, организовано тесное сотрудничество со СМИ района. Теперь новости о жизни Прихода регулярны.

На территории прихода продолжались  ремонтно-строительные работы. В 2012г. на последнюю часть дорожки на территории прихода была уложена декоративная плитка. Теперь храмовая территория радует своей строгой аккуратностью и чистотой.

Фундамент храма был полностью «обшит» металлом.

2012г. - укладки брусчатки вокруг храма

 

Церковный двор всегда восхищал прихожан  помпезной красотой многочисленных роз. В 2012г. во славу Божию несколькими прихожанами были разбиты новые клумбы, высажены разнообразные сорта цветов, которые удивляли и радовали своей роскошью.

фото прихода 005

В 2012г. Приход стал победителем городского конкурса «Предприятие (учреждение) образцового порядка».

 

 

Взмывающийся ввысь храм Михаила Архангела напоминает о нерушимости православия и его непреходящей силе.

Наш храм – это наша гордость. Восстановленный на основании храма, воздвигнутого руками наших предков по милости Божией, его сегодняшние просторные, с любовью расписанные, ухоженные центральная часть и приделы дарят нам особую благодать и силу духа.

Наш храм – украшение города. И это  то место, куда кто-то идет с горем, кто-то с радостью, но каждый обязательно с надеждой.          Сегодня мы делаем все для того, чтобы наш храм был источником надежды, наш Приход – источником интереса к жизни. И мы всегда будем рады вам.

Приход храма Михаила Архангела

Приход храма Михаила Архангела

Историческая справка:

По сведениям бывшего котовского священника Виктора Аркадьевича Злотомрежева, первая каменная церковь в слободе Котово была построена в 1791 году. В ней служил Аркадий Алексеевич Злотомрежев – отец Виктора Аркадьевича. Церковь, имеющая форму креста, была сооружена во имя святого Архангела Михаила. В ней было два придела: правый от входа – во имя святой Троицы, левый – во имя святого Николая чудотворца, празднества в честь которого проходили 6 декабря. Оба церковных придела были освящены в 1867 году. При церкви служили один священник, один дьякон, один псаломщик. Для прокормления причта было отведено 106 десятин церковных земель. К Котовскому церковному приходу принадлежал и хутор Лобынец, в котором, как видно из церковных документов за 1894 год, записаны 131 душа мужского и 125 душ женского пола. По сведениям того же священника В.А. Злотомрежева, в 1842 году в Котово была открыта церковно-приходская школа. Она размещалась в деревянном общественном доме, где в настоящее время в старом Котово находится филиал № 1 городской библиотеки по улице Кооперативной. В 1889 году в школе училось 140 мальчиков и 10 девочек. Обучал их один учитель. Содержалась школа за счет средств общества (230 рублей) и средств уездного земства (375 рублей в год).

«Церковь наша была богато обставлена, -вспоминал старожитель слободы Котово краевед Петр Михайлович Ситников. – Иконостас сиял от позолоты и золота, особенно, когда горели свечи. Иконы были расписаны  дорогими масляными красками. Ярко горела люстра, освещая эти иконы  и картины на религиозные сюжеты. Вообще, в церкви, куда не глянешь, всюду горят свечи, лампады. Священник в сияющей ризе с блестящим кадилом в руке… Его могучий голос перекатывается по всем пределам храма. Чудесное пение певчих на клиросах. Все это так захватывало, что забывались все земные невзгоды. Мысленно каждый был на небесах возле Самого Бога…» По свидетельству  котовчанина Ивана Павловича Котенко, его дядя – Котенко Ефим Малофеевич, обладавший прекрасным тенором, был регентом хора при нашей церкви в слободе Котово. Слава о прекрасном пении, мастерстве  исполнения церковного хора пошла по России. Об этом говорит предание: в 1913г. хор из Котово был приглашен в столицу Санкт – Петербург на празднование 300-летия царствования на Руси рода Романовых. В столице котовчане выступили столь успешно, что были приглашены в Зимний Дворец, Регента и певцов поблагодарили за божественное пение, каждый из них получил по 25 рублей за мастерство.

По свидетельству старожилов, в 1929 году в период коллективизации церковь была закрыта, священник из Котово уехал. Были сняты кресты, купола и колокола. В помещении церкви поочередно находились  библиотека, клуб (принадлежащий отделу культуры), а затем –  клуб завода «Импульс». Кстати, главный колокол весил 182 пуда, т.е.около 3 тонн. За многие годы, несмотря на проводившиеся там «ремонты», здание до предела обветшало, практически полностью  разрушилось.

Прошло 60 лет с того времени, как была закрыта  для молящихся котовских прихожан церковь Михаила Архангела. По просьбе молящихся котовчан в 1988 году в г. Котово был открыт молитвенный дом и освящен престол в честь святого равноапостольного князя Владимира, поскольку в этот год  отмечалось тысячелетие крещения Руси. Первым настоятелем молитвенного дома  стал священник Дмитрий Нестеров. Он был назначен из города Михайловки. Через год на сходе жителей г. Котово 11.03.1989 г. большинством голосов было решено передать здание православному приходу. 10 мая 1989г. настоятелем церкви был назначен Анатолий Карпец, до этого служивший в Свято – Никольском храме города Михайловки. По его прошению и просьбе прихожан владыка Пимен – архиепископ Саратовский и Волгоградский – дал благословение на старое наименование храма. С этого времени началось усиленное восстановление (а, вернее, строительство) единственного в городе и районе храма. Службы же велись в первого дня  и не прекращались даже в период ремонтных работ.

В 1995 году внешний облик церкви был восстановлен, на куполах установлены кресты, построена кирпичная изгородь с металлической кованой решеткой и заложен фруктовый сад (посадка деревьев закончилась в 2002 году).

В 1996 г. началось строительство хозяйственного комплекса.

В  этом же году  в храме начались художественные росписи; к концу того же года был расписан левый придел. Работы выполнены художниками из городов Михайловки и Астрахани. Центральный иконостас расписал и выполнил резьбу по дереву котовский художник Валентин Сушинский.

В 2001 г.  был расписан иконостас правого придела, стены, свод. В правом приделе теперь находится бабцистерий, построенный также в 2001 году. В том же году были построены столовая, воскресный класс и другие административные кабинеты в причтовом доме, начато строительство часовни на центральном кладбище. На сегодняшний день в кратчайшие сроки храм превратился в достопримечательность города, а для прихожан — местом общения человеческих душ с Богом.

Бурлук – одно из старейших сел нашего района являлось волостным центром Камышинского уезда. Граничило с областью Войска Донского, Красноярской, Тарасовской, Лопуховской волостями. Первоначальное название было Комзола, затем с постройкой церкви по имени Казанской иконы Божией Матери стало называться Богородское. Все поселенцы были русскими, православными, государственными крестьянами. Первая православная церковь была построена поселенцами из Пензы, а в 1765 г. была освящена. В 1817 г. эта церковь сгорела, и на ее месте в 1820 г. сооружена новая кирпичная, крытая железом. Эта церковь была названа именем Казанской иконы Божией Матери и освящена в 1824 г., а в 1869 г. была расширена и поднята в высоту. В 1933 г. в местной церкви была обнаружена рукописная книга местных священнослужителей, в которой сообщалось, что Бурлук посещал злодей Емелька Пугачев. Он повесил на воротах местного богача. Голытьба встречала его хлебом-солью. Сообщалось также о частых пожарах, неурожаях и голоде, о болезнях и эпидемиях среди людей и животных.

Сосновка. Село расположено в 5 верстах севернее с. Бурлук на отлогом берегу большого озера Гнилушка. В 1825 г. построена православная церковь во имя св. Сергия Радонежского, освященная в 1835 г.

Коростино (село Камышинского уезда Котовской волости). Кроме жилых домов в селе были один кабак, одна православная церковь и 5 промышленных заведений. Церковь деревянная построена в 1851 г. во имя святого Николая Чудотворца, празднуемого 6 декабря. При церкви был 1 священник и 1 псаломщик, в церковной сторожке находилась школа. Обучали детей церковнослужители, на содержание которых общество расходовало 100 руб. в год.

Мирошникова, слобода (Бондаренков, Мирошники) Камышинского уезда Тарасовской волости. В слободе имелась церковь во имя св. великомученика Дмитрия Солунского (Дмитриевская) – деревянная, крытая тесом, однопрестольная, освящена в 1862 г. При церкви была деревянная сторожка. Церковь имела сенокосной и пахотной земли 49,5 десятины. Причт состоял из священника и псаломщика. В 1888 г. была открыта церковно – приходская школа грамоты, в 1899 г. она была заменена земской общественной, в которой обучалось грамоте 69 мальчиков и 4 девочки. В слободе имелось церковно – приходское попечительство. В церковный приход входило еще 2 хутора: Гордиенков и Гречанов. Всех прихожан, по сведениям св. Залетаева, было 2331. Раскольников не было.

Неткачи (Неткачев хутор), село Тарасовской волости Камышинского уезда. По сведениям священника Покровской церкви в сл. Неткачи Касаткина (1899), крестьяне сл. Неткачево и х. Крячки и Литвинова построили в 1852 г. деревянную церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 15 июля 1889 г. она сгорела со всем имуществом. Вместо нее в этом же году была построена временная церковь (молитвенный дом) во имя Покрова Пресвятой Богородицы, освященная в 1890 г. В 1895 г. усердием прихожан выстроен новый однопрестольный деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы, но за неимением иконостаса он был освящен только в 1899 г. Духовенство при церкви состояло из священника и псаломщика. Приход в 1899 г. состоял из сл. Неткачево – 1009 чел., х. Крячки – 620, х. Литвиново – 217 и д. Новониколаевки – 115 чел. Земская школа была открыта в 1896 г., в ней обучалось 34 мальчика.

Крячки, село (Крючков), малороссийский хутор Тарасовской волости Камышинского уезда. До 1900 г. в хуторе не было своей церкви. Его жители входили в приход Преображенской церкви сл. Неткачи. В 1900 – 1910 гг. была построена и освящена церковь во имя св. Ивана. При ней работала церковно – приходская школа.

Мокрая Ольховка (Пятисотное), село Гусельской волости Камышинского уезда. В 1837 г. в селе выстроена и освящена деревянная однопрестольная холодная церковь во имя иконы Казанской Божией Матери. Причт этой церкви состоял из священника, дьякона, псаломщика, получавших казенное жалование 152 руб. 88 коп. в год.

Смородино (Смородинка), село Камышинского уезда. По сведениям Епархиального ведомства, в селе имелась Дмитриевская церковь во имя великомученика Дмитрия (освящена в 1853 г.), построенная на средства прихожан, деревянная, крытая железом. Причт состоял из священника, получавшего 108 руб. жалования, и псаломщика – 36 руб. год. В церкви работала школа грамоты.

Перещепное, село Гусельской волости Камышинского уезда. В 1827 г. была построена и освящена каменная, крытая железом церковь Св. Троицы и при ней сторожка. Дома у причта общественные. Причт состоял из священника и псаломщика, которым положено от казны жалованья: священнику – 141 руб. 12 коп., псаломщику – 47 руб. 4 коп. в год.

Традиция ушла в историю

Работа церквей была запрещена в 1931 – 1933 гг. С них сняли колокола и закрыли на замки. По официальному законодательству республики, церковь могла быть закрыта по требованию или с согласия большинства прихожан этого прихода. Местным властям и “инициативными” группами такие требования составлялись, но они не получали поддержки большинства прихожан. Против закрытия церквей протестовали верующие, особенно люди старшего поколения.

 

 МАТЕРИАЛЫ  САРАТОВСКОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО  АРХИВА

Котово

Из сведений Саратовского Государственного архива

Фонд 135 Опись 1. Дело № 4641

Клировая ведомость Михайло – Архангельской церкви слободы Котово Камышинского уезда 1896 год.

Священник Аркадий Алексеевич Златомрежев – дьяческий сын. 44 лет. Родился 01.01.1852 года. 29.06.1874 года окончил курс Саратовской Духовной Семинарии с аттестатом второго разряда. С 04.09.1874 года  определением Саратовского Православного Братства Святого Креста с утверждения Преосвященного Тихона Епископа Саратовского состоял на должности Миссионера в селе Синодском Петровского уезда. С 01.04.1876г. Преосвященным Тихоном вследствии желания прихожан рукоположен в диаконы в село Дворянскую Терешку Хвалынского уезда. С 15.05.1876 года по 06.05.1878 года состоит учителем земской школы Дворянской Терешки. 06.05.1878 года Преосвященным Тихоном по собственному прошению рукоположен в священники в село Мордовскую Карагужу Хвалынского уезда. Указом Саратовской Духовной Консистории от 12.02.1881 года за № 2408 по собственному прошению перемещен в село Адоевщино Хвалынского уезда. С 1881 года по 1888 год состоял с утверждения Преосвященным Тихоном законоучителем земской сельской школы. 19.04.1883 года резолюцией Преосвященного Павла за ревностное служение на пользу церкви Божией при честном поведении награжден набедренником. В 1883 году удостоен Высочайше установленного 13.03.1879 года знака Красного Креста в память русско – турецкой войны 1877 – 1878 гг.

С 1886 года до поступления в село Широкий Буерак состоял с утверждения Преосвященного Павла Миссионером Первого Благочиннейшего округа Хвалынского уезда. С 16.10.1886 года состоял членом Благочиннейшего совета. Указом Саратовской Духовной Консистории от 15.12.1886 года за № 19568 по собственному прошению перемещен в село Широкий Буерак Хвалынского уезда с званием Миссионера. С 1888 года до поступления на настоящее место состоял с утверждением Преосвященного Павла наблюдателем за церковными школами второго округа Хвалынского уезда и законоучителем церковноприходских школ, а с поступления на службу в слободу Котово состоит законоучителем местной земской школы. Указом Саратовской Духовной Консистории от 24.08.1888 года № 11793 по собственному прошению перемещен на настоящее место. Указом Саратовской Духовной Консистории от 14.12.1890 года за № 18683 за усердное преподавание  закона Божия в народной школе преподано Архипастырское благословение.

Определением Епархиального Начальства от 03.03.1892 года за № 744 утвержден Благочинным четвертого округа Камышинского уезда. 24.07.1893 года Его Преосвященным Авраамием за долговременную и усердную службу награжден Ставленую грамоту, переместительные указы и свидетельства на награды имеет.

В семействе у него жена Антонина Андреевна священническа дочь. Грамотная. 38 лет.

Дети:

  1. Елизавета      замужем за священником. Окончила курсы Саратовского Епархиального женского      училища. 21 год.
  2. Наталия      19 лет. Окончила курсы Саратовского Епархиального женского училища.
  3. Виктор      обучается в Саратовской Духовной Семинарии на содержание отца. 17 лет.
  4. Ираида      обучается в Саратовском Епархиальном женском училище на содержание отца.      14 лет.
  5. Таисия      11 лет.
  6. Леонид      8 лет.
  7. Сергей      3 года.
  8. Евгений      10 месяцев.

Диакон Николай Добронравов сын диакона. 28 лет. Родился в селе Свинуха Балашовского уезда 29.12.1869г. 23.06.1893г. кончил Саратовскую Духовную Семинарию. 13.02.1894г. псаломщик слободы Три Острова. 23.07.1895 года рукоположен во диаконы на настоящее место и состоит учителем церковноприходской школы грамоты. Ставленую грамоту имеет. В семействе у него жена Клавдия Иванова 29 лет. Диаконская дочь. Окончила курсы Саратовского Епархиального женского училища. Сын Валентин 7 лет.

Псаломщик Дмитрий Петрович Бенедиктов. Сын священника. Родился в городе Царицыне 22.10.1868 года. В 1885 году по увольнении из первого класса Саратовской Духовной Семинарии по резолюции Преосвященного Павла указом Саратовской Духовной Консистории по собственному прошению определен псаломщиком в слободу Каменный Брод Царицынского уезда. Резолюцией Преосвященного Авраамия от 24.11.1890 года за № 5429 по собственному прошению по болезни уволен из духовного звания. Указом Саратовской Духовной Консистории от 18.07.1895г. за № 11682 по собственному прошению определен псаломщиком в село Малые Сестренки Балашовского уезда. Указом Саратовской Духовной Консистории от 06.09.1895 года за № 15342 по собственному прошению перемещен на настоящее место. Со дня поступления в слободу Котово состоит помощником учителя местной церковноприходской школы грамоты.

В семействе у него жена Ольга Иванова крестьянская дочь. 23 года. Он указы и звания псаломщика и переместительные грамоты имеет. Сиротствующие: священника Ивана Смирнова жена Варвара Ильина. Вдова с августа 1885 года. Живет в собственном доме. Пособия не получает. Церковный староста крестьянин слободы Котова Аверий Григорьев Овчаров на должности состоит третье трехлетие с 31.12.1887 года по избранию общества с утверждения Епархиального Начальства.

О приходе означенной церкви

В слободе Котовой

Число дворов

Мужского пола

Женского пола

Духовных

4

8

7

Военных

84

235

277

Крестьян   собственников

424

1413

1350

В хуторе Лобынцево

Крестьян   собственников

33

114

116

Военных

11

29

27

Итого

556

1799

1777

 

Моисеево

Моисеево, село (Моисеев хутор) расположено в 50 верстах от Камышина и в 10 верстах отКотово по обоим берегам речки Большой Казанки (правый приток реки Иловли) в 4 верстах с запада от границ земель Островской станицы Войска Донского. Согласно данным Щеглова, Х. Моисеев основан в 1740 г. государственными крестьянами, малороссами из Полтасвой губернии, назван по имени первого поселенца Моисея. В 1860 году в селе было 37 дворов, где проживало 332 души, по ревизии 1886 г. Уже насчитывалось 140 домохозяев и 908 душ населения, из них 472 мужского пола. К 1894 году население выросло до 1059 душ, из них 520 мужского пола. В селе было две улицы. Одна шла с востока на запад, другая с севера на юг. Избы в основном были деревянные, крытые соломой, 7 изб – крытых тестом, 1 землей. Крестьяне имели 81 плуг, 1 веялку, 255 лошадей, 365 волов, 678 коров и телят, 1124 овцы, 133 свиньи, 31 козу. К 1894 году количество плугов увеличилось до 130, причем 10 из них были американские. Надельной удобной земли было 2374 десятины, в том числе пашни 1286 десятин. Земля преимущественно супесчаная и суглинистая, частью тощий чернозем и солонец. Сеяли рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо, лен, сажали бахчевые. Сумма годовых повинностей составляла 2187 рублей, доходных оброчных статей было 2501 рубль. В 1886 г. Крестьяне арендовали обществом казенный участок в 1222 десятины удобной и 351 десятину неудобной земли за 780 руб., 2/3 земли использовались под пастбища. Земли Моисеево гористые, пересекались оврагами, буераками. На ровной гладкой площади Терехина буерака, что в 4 верстах на юг от села, расположено 7 курганов, еще 5 курганов на казенном участке № 5, в местности Красный Волок известен курган Омелькова могила. Археологических раскопок курганов не производилось, но при обработке земли и строительстве ветряной мельницы находили человеческие кости, заржавленный кинжал, осколок медного котелка, угли. В 1886 году в селе была 1 винная лавка-кабак, 1 корчма, 2 ветряные мельницы, принадлежавшие крестьянам Ивану Полтавскому и Гавриле Кошенко. Андрей Кошенко имел маслобойню, дававшую 20 пудов масла в год, а крестьянин Лукашев и унтер-офицер Петров владели мелочными лавками. Среди домохозяев богатыми считались 6, средним 12, остальные – бедные. В 1887 году в селе построена деревянная церковь Святой Троицы с одним священником и псаломщиком. В 1889 году при церкви была открыта церковноприходская школа, где детей обучали местные церковнослужители. Церкви Моисеево и Серино относились к 4-му благочинию.

Саратовский Государственный архив

Фонд 135 Дело № 4653

Клировая ведомость Троицкий церкви села Моисеева Камышинского уезда 1896 год.

Ведомость о церкви.

  1. Церковь построена в 1887 году старанием местных прихожан.
  2. Зданием деревянная, внутри штукатурена, прочная, с такою же колокольнею.
  3. Престол в Троицкой церкви был во имя святой Живоначальной Троицы, церковь сия холодная, обнесена кругом деревянною оградою.
  4. Необходимой утвари достаточна.
  5. Причт при сей церкви состоит из 1 священника и 1 псаломщика.
  6. В пользу священно-церковнослужителей Троицкой  церкви села Моисеево отведено 33 десятины пахотной земли, в том числе 2 десятины луговой земли, плана и межевой книги на эту землю не имеет.
  7. на содержание причта положено от местного общества жалованья в количестве 350 рублей в год, кроме общественного жалованья причт пользуется с 1895 года (назначен) казенным жалованьем священник получает 294 рубля, а псаломщик 94 рублей в год.
  8. дома с надворными постройками для духовенства общественные.
  9. зданий принадлежащих сей церкви нет кроме деревянной сторожки.
  10. расстоянием сия церковь от Консистории в 200 верстах. Местный Благочинный в слободе Котово Камышинского уезда в 12 верстах от церкви.
  11. домовой церкви в приходе нет.
  12. опись церковному имуществу для сей церкви есть и книга для описи выдана в 1888 году за скреплением надлежащими подписями, шнуром и печатью Саратовской Духовной Консисторией.
  13. копии с метрических книг имеются при церкви с 1868 года и по настоящее время они хранятся в целости в церковном архиве, за прежние же года метрические книги хранятся при Михаило – Архангельской церкви слободы Камышинского уезда.
  14. исповедальные росписи имеются при церкви с 1889 года, а прочие хранятся при Михаило – Архангельской церкви слободы Котовой Камышинского уезда.
  15. церковно приходно – расходные книги имеются при церкви с 1889 г. они хранятся в церковном архиве.
  16. в обыскной книге, выданной 21.12.1888 года за печатью и скрепленной Саратовской Духовной Консисторией, писаных листов 99, а неписанных 43.

 

Примечание: При означенной церкви открыта в 1887 году церковно – приходская школа грамотности, в ней втечение 1896 года обучалось 15 мальчиков. При церкви заведена библиотека, в коей все книги Духовно – православного.

О причте означенной церкви:

  1. Священник Иоанн Николаевич Смеловский          (Сеньловский? Семьловский? Сенловский?)
  2. В 1886 года окончил курсы Саратовской Духовной Семинарии с аттестатом 2-го разряда, определен на псаломщическое место к Троицкой церкви города Камышина.
  3. С 15.09.1888 года по 22.12.1888 года состоял учителем церковно – приходской школы грамотности при означенной церкви.
  4. 13.02.1889 года по собственному прошению Преосвященным Павлом был рукоположен во священники к Троицкой церкви села Моисеево.
  5. С 01.10.1889г. состоит законоучителем Моисеевской церковно – приходской школы грамотности
  6. Наград никаких нет.
  7. Указы и ставленые грамоты имеет. От роду 33 года.

В семействе у него: жена – Надежда Петровна – 27 лет.

Дети:

  1. Нина – 7 лет,
  2. Владимир – 5 ½ лет,
  3. Елена – 3 ½ года,
  4. Александра – 2 лет,
  5. Геннадий – 2 месяца.

Проживает в общественном доме. Недвижимости собственной не имеет. Священник обязанности знает весьма основательно. В церковной школе занимается по закону Божию усердно. Произносит 86 поучений,… 8 бесед.

Заштатный и сиротствующий:

  1. Состоящий при сей церкви псаломщик Иван Андреевич Архангельский, вдов после второго брака, дьяческий сын, родился в селе Веденякино? (Веденяпино) Кузнецкого уезда в 1835 году 12 ноября.
  2. По окончании низшего отделения Саратовской Духовной Семинарии 2 июня 1855 года по собственному прошению определен в село Бабки? (Бабинки) Балашовского уезда.
  3. В 1836 году 12 августа посвящен в стихарь.
  4. 24.06.1863г. перемещен в слободу Каменный Брод Царицынского уезда.
  5. 23.04.1873г. перемещен в село Тихино? (Кикино) Вольского уезда.
  6. 22.03.1875г. перемещен в слободу Бородачеву Камышинского уезда.
  7. 29.01.1892г. перемещен в село Моисеево Камышинского уезда.
  8. 01.10.1893г. состоит учителем Моисеевской школы грамотности.

Переместительные указы имеет за № 3148 и № 1320. Ставленые грамоты и разрешительные документы на ношение стихаря как двоемужу?? Находятся в Саратовской Духовной Консистории при деле, состоящем от 04.02.1872г. по 23.03.1873г.

07.07.1894г. уволен по прошению за штат. От роду ему 61 год.

Дети его:

  1. Кирилл – 29.09.1859г. рождения – 36 лет. Состоит псаломщиком в селе Малых Сестренках Балашовского уезда. Женат.
  2. Андрей – 28.11.1865г. – 31 год. Состоит псаломщиком в селе Дуровке Сердобского уезда.

В 1860 году за участие в повенчании брака прапорщика Павловского без дозволения военного начальства и не соблюдении предосторожностей  перед венчанием наказан строгим выговором. С 04.02.1872 года состоял под следствием по обвинению в прелюбодейной связи с солдаткою слободы Ольховки Антониной Петровой Вершинниковой (?) и по решению сего 28.03.1873г. оставлен в сильном подозрении и удален от занимаемого им места и представлением другого.

Села Моисеева вдова псаломщицкая Евдокия Иванова Попова. От роду 55 лет. В семействе дети:

  1. Михаил – занимает должность профессора в ??? духовном училище.
  2. Павла Иванова – 24 лет. Окончила курсы в Саратовском Епархиальном духовном

училище.

  1. Елена Иванова – 19 лет. Окончила курсы в Саратовском Епархиальном духовном

училище.

Саратовского уезда села Рыбушки вдова псаломщическая жена Варвара Иванова Лебедева. От роду ей 46 лет.

У нее дети:

  1. Василий Александров – 18 лет. Обучается в 4 классе Саратовской Духовной Семинарии.
  2. Валентина Александрова – 16 лет. Обучается в 6 классе Саратовского Епархиального Женского училища.
  3. Сергей Александров – 14 лет. Обучается во 2 классе Саратовского духовного училища.
  4. Анна Александрова – 11 лет. Обучается в 1 классе Саратовского Епархиального женского училища.
  5. Александр Александров – 9 лет. Обучается дома.

Поведение детей хорошее.

Церковный Староста – Крестьянин села Моисеева Диомид Александров Петров. Должность сию проходит с 01.06.1889г.

От роду 48 лет.

О приходе означенной церкви:

В селе Моисеево

Число дворов

Мужского пола

Женского пола

Духовных

2

8

10

Военных

22

68

50

Крестьян

138

491

457

Мещан

1

5

4

 

“В каких расстояниях от церкви и нет ли препятствий в сообщении Троицкая церковь села Моисеево?” Препятствий в сообщении никаких не имеется.

Священник – Иоанн Нколаев Смеловский, псаломщик Николай Александров Лебедев. Благочинный священник Аркадий Алексеев Златомрежев. Помощник Благочинного священник Тимофей Беневский, помощник Благочинного священник Михаил Кипарисов.

Серино.

(фонд 135 дело № 8391 Саратовский государственный архив)

Клировая ведомость Покровской церкви села Серино Камышинского уезда Саратовской губернии. (построена в 1861 году) за 1918 год. Освящена в 1864 году.

О церкви.

  1. Престол в ней во имя Покрова Божьей Матери
  2. По штату при ней положены – 1 священник, 3 псаломщика. Жалованья положено – на содержание причта выдавалось из казны 282 рубля 66 копеек. Кружечных доходов за 1918 год получено на причт 3300 рублей, других доходов не имеется.
  3. Земли при церкви состоит – пахотной 30 десятин, сенокосной 4 десятины. Качество церковной земли – половина удобна. Средний доход ею приносимый – 100 рублей.
  4. Дома для священно и церковно – служителей на церковной усадебной земле на общественной построены тщанием прихожан. Составляет собственность церкви дом священника, а псаломщика – прихожан. Состояние домов удовлетворительно.
  5. Расположением сия церковь от консистории в 180 верстах. От местного благочинного в Александро – Невской станице в 40 верстах, от уездного города Камышина в 60 верстах, от железно – дорожной ста0BDB%0%DhB8и Лапшинской в 18 верстах. Почтовый ящик церкви – слобода Котово.
  6. Ближайшие к сей церкви – Михайло – Архангельская в слободе Котовской в 5 верстах и Троицкая в 13 верстах в селе Моисеево. Приписных к сей церкви нет, часовен нет. Домовых, кладбищных и молитвенных домов к сей церкви – нет.
  7. Опись церковного имущества заведена в 1863 году. Хранится в целости, проверена в 1915 году. Приходно – расходные книги в суммах свечной и церковной за шнуром и печатию Саратовской консистории даны в 1916 году, ведется, хранится в целости. Выданы на 1917 – 1918 годы. Копии метрических книг хранятся в целости. С 1840 по 1918 годы сданы Котовскому Волостному совету. В сыскной книге, выданной в 1918 году мая 15 дня, за шнуром и печатью, 34 писаных листа и 66 неписанных.
  8. Имеющиеся в приходе школы: бывшая церковная одна. Открыта в 1886 году в октябре месяце, заведующим в коей состоял местный священник Павел Максимович Архангельский. Церковная школа помещается в доме собственном.
  9. При церкви состоит старостой церковным Григорий Яковлевич Дворников, который должность свою происходит с сентября месяца 1917 года.
  10. Просвященный последний раз посетил приход в 1891 году.

Сегодняшняя почта на месте бывшей церкви.

 

Серино (хутор Серин), село Камышинского уезда, Котовской волости.

Расположено по двум оврагам – Серину и Хохлачему, впадающим в речку Малую Казанку, в 4 верстах к северу от Котово. В 4 верстах к западу от села берет начало другая речка – Большая Казанка. Истоком Малой Казанки является балка Ермакова, а балка Парница дает начало речке Большая Казанка. Речка Малая Казанка протекает через Серино. Весной от прибытия паводковых вод часто выходит из берегов, затапливает луга и подтапливает лес. Крестьяне с. Серино на Казанке разводили большие плантации овощей и махорки.

Точная дата образования Серино неизвестна. Вероятно, в середине 18 века здесь был один из казачьих хуторов. По народному преданию, первым поселенцем был казак Серин, пришедший из Войска Донского. Несколько позднее стали селиться выходцы из Пензенской губернии и слободы Баланды Саратовской губернии, малороссы, казенные солевозчики, так как Серино было расположено на солевозном тракте, идущем из Камышина через х. Барановский, Коростино, Котово в землю Войска Донского. Население Серино быстро росло за счет переселенцев. Например, было 74 двора с населением 1181 душ, а по переписи 1886г. уже 337 с населением 2121 человек. В селе были 1 церковь, 1 кабак, 2 лавки, 4 промышленных заведения… Владения Серино граничили с землями ст – ц Островской, Котово, М. Ольховки, Слюсарево, Новомлинов. Удобной земли насчитывалось 6628 десятин, в том числе пашни 2400 десятин, луговые земли располагались в 35 верстах от Серино по Иловле. Почвы по всему наделу суглинисто – солонцеватые, подпочва – желтая глина. Земли наделялись по ревизским душам через каждые два года. Усадебные земли засевались коноплей, капустой, бахчевыми культурами. Почти у каждого хозяина был сад. У крестьян насчитывалось 175 плугов, 4 сохи, 429 лошадей, 785 волов, коров и телят – 1125, овец – 1444, коз – 58, свиней – 319. В селе имелся один общественный амбар, где хранились запасы хлеба, который выдавали только по разрешению всего общества. Считалось, что в селе проживало 56 богатых семейств, около 70 средних, остальные бедные. Жизнь крестьян была тяжелой. Ежегодно общество должно было, кроме стразовых, заплатить повинностей в размере 5937 рублей и оброчных 1 тысячу рублей

 

Саратовский Государственный Архив

Фонд 135 Опись 1. Дело № 4648

Клировая ведомость Покровской церкви села Серино Камышинского уезда 1896 год.

Ведомость о священно – церковнослужителях.

Священник Михаил Васильев Кипарисов 29 лет от роду. Родился в селе Новых Бурасах Саратовского уезда 20.09.1867 года.

12.07.1888 года по окончании курса Саратовской Духовной Семинарии назначен в слободу Красный Яр Камышинского уезда в диаконы с учительством в церковноприходской школе грамотности при Михаило – Архангельской церкви.

23.10.1888 года рукоположен в диаконы. На должности пробыл 6 месяцев 24 дня. 18.05.1889 года по собственному прошению поступил священником в село Каменку Саратовского уезда. Преосвященным Павлом утвержден в должности законоучителя Каменской земской школы 20.09.1889г. По указу Саратовской Духовной Консистории за № 3897 от 10.03.1892г. по собственному прошению перемещен на постоянное место. По указу Саратовской Духовной Консистории за № 17366 от 13.10.1894г. Утвержден первым помощником Благочинного.

Священнические обязанности знает весьма основательно. В церковноприходской школе по закону Божию занимается с любовью и весьма усердно. Произнес 98 поучений и произвел 18 бесед. Катехизис знает весьма хорошо, читать и писать умеет осень хорошо. В церковноприходской школе по своим предметам занимается весьма усердно. Ну судим.

За усердное служение церкви Божией и занятия в местной церковноприходской школе преподано Архипастырское Благословение от 14.10.1894г.

Ставленую грамоту за № 29 и переместительные указы имеет. В семействе у него жена Антонина Иларионова 26 лет – окончила Саратовское Епархиальное женское училище.

Дети:

  1. Ольга 7,5 лет,
  2. Виктор 3 года 10 месяцев,
  3. Владимир 2,5
  4. Борис 10 месяцев.

Псаломщик Виктор Иванов Свинцов 28 лет. Сын пономаря. Родился в селе Балыклеях Царицынского уезда 21.07.1868г. Уволен из первого класса Саратовской Духовной Семинарии 26.06.1885г. По указу Саратовской Духовной Консистории от 08.04.1886г. за № 5067 по собственному прошению был определен на должность псаломщика в село Раевку Сердобского уезда.

27.06.1889г. по указу Саратовской Духовной Консистории за № 9334 по собственному прошению перемещен на настоящее место. С 1890г. состоит учителем в местной церковноприходской школе.

Переместительные указы имеет.

Жена Мария Сергеева 25 лет. Читать и писать умеет.

Дочь Ироида 1 год и 3 месяца.

При нем живет теща его – вдова. Жена псаломщика села Липовки Царицынского уезда Сергея Евоилиева (???) Залетаева – Анна Васильева 70 лет. Вдовствует с 24.12.1886 года. Неграмотная. Пособия из Попечительства о бедных духовного звания получает 10 рублей, из вспомогательной кассы Духовной Саратовской Епархии в 1896 году получила 24 рубля.

Дети ее:

  1. Александр 40 лет. Состоит на частной службе.
  2. Евгений 32 лет. Псаломщик в селе Чувашской Кулатке Хвалынского уезда.
  3. Василий 30 лет. Состоит послушником в Ново – Афонском подворье в Санкт – Петербурге.

Сиротствующие:

Бывшего при церкви села Серино священника Александра Михайлова Никольского жена – вдова Мария Петрова – 62 лет. Грамотная. Она же просфорня. Вдовствует с 08.06.1877 года. Пособия из Попечительства о бедных духовного звания получает 14 рублей, из вспомогательной кассы Духовной Саратовской Епархии 54 рубля.

Дети:

  1. Владимир 32 лет. Состоит священником в селе Большой Карат Балашовского уезда.
  2. Иван 29 лет. Состоит диаконом в селе Благовещенском Балашовского уезда.
  3. Татьяна 26 лет. Окончила курсы в Саратовском Епархиальном женском училище. Состоит учительницей в местной церковноприходской школе грамотности.

Имеет деревянный дом, крытый тесом, и при нем надворные постройки.

Бывшего при церкви села Серино священника Михаила Стефонова Крестовоздвижинского жена – вдова Анна Андреева 47 лет. Грамотная. Вдовствует с 05.11.1884г. Пособия из Попечительства о бедных духовного звания получает 14 рублей, из вспомогательной кассы Духовной Саратовской Епархии в 1896 году получила 24 рубля. Детей не имеет.

Имеет деревянный дом, крытый тесом, и при нем надворные постройки.

Бывшего при церкви села Серино псаломщика Алексея Дмитриева Кротова жена – вдова Александра Яковлева 56 лет.

Вдовствует с 13.11.1885 года. Неграмотная.

Пособия из Попечительства о бедных духовного звания получает 20 рублей, из вспомогательной кассы Духовной Саратовской Епархии получает 18 рублей.

Имеет деревянный дом ветхий крытый соломой и при нем надворные постройки.

Дети ее:

  1. Мария 35 лет. В замужестве за диаконом Михаилом Васильевым Базилевским.
  2. Ольга 32 лет. В замужестве за крестьянином села Южи Владимирской губернии Михаилом Тимофеевым Земцовым.
  3. Антонина 23 лет. В замужестве за унтер – офицером Григорием Никитиным Смирновым.
  4. Евдокия – девица 21 года. Грамотная. Живет при матери.
  5. Анна – девица 17 лет. Грамотная. Живет при матери.

Недвижимости не имеет.

Умершего пономаря слободы Котовой Камышинского уезда Василия Старобурасовского жена – вдова Праскева Дмитриева 76 лет. Не грамотная. Вдовствует с 24.07.1855г.

Пособия из Попечительства о бедных духовного звания получает 10 рублей, из Эмеритальной кассы не получает. Недвижимости не имеет.

Дочь ее Анна Васильева 49 лет. В замужестве за штатным диаконом Соборной Вознесенской церкви города Камышина Петром Иосифовым Пурпуровым.

Церковный староста Алексей Михайлович Попов 48 лет. Из крестьян села Серено. Проходит должность третье трехлетие с мая 1890 года. Неграмотный.

 

О приходе означенной церкви:

В селе Серено

Число дворов

Мужского пола

Женского пола

Духовных

5

12

Военных

43

251

241

Крестьян

333

1009

1004

Мещан и городских   обывателей

2

3

2

Раскольников

Итого:

378

1268

1259

Послужные списки Покровской церкви с. Серино Камышинского уезда 1918г.

Временно-исполняющий должность псаломщика  Николай Николаевич Пикинский.

Выбыл из 2-го класса Саратовской Духовной семинарии. В 1918г. поступил на оную должность.

Сиротствующие:

Вдова-жена псаломщика-диакона Елена Владимировна Лебедева — 38 лет, происходит из духовного звания, есть деревянный дом крышей тесом. Образование — домашнее. Вдова.  Дети:

Клавдия — 14 лет — обучается в Камышинской женской гимназии

Сергей — 12 лет — обучается в Камышинском Духовном училище

Антонина — 10 лет

Софья — 8 лет

Валентина — 6 лет

находятся при матери.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *